ПОДРОБНОСТИ

Сервисы раздела

МЫ, ИРКУТЯНЕ

  • Владимир Янко: Одиссей русского хоккея

    16 мая на семьдесят четвертом году жизни умер Владимир Владимирович Янко. Последствия коронавируса. Мне сложно сказать, как много читателей этой колонки знают, кто это. Особенно те, кто ничего не знает про русский хоккей (хоккей с мячом). Особенно, если они не из Иркутска.

МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ

Путь из «квалификационной ямы»: учиться управлять своей жизнью

Ольга Савина, polit.ru   
29.09.2020

Путь из «квалификационной ямы»: учиться управлять своей жизнью

В России более половины населения работают не по профессии, или не в соответствии с уровнем квалификации — она может быть как избыточной, так и недостаточной. Почему половина россиян оказалось в «квалификационной яме» и что с этим делать?

Масштабы проблемы

О «квалификационной яме» (skills mismatch — несоответствие квалификаций) заговорили еще в начале 1990-х годов. Эксперты используют это термин для обозначения явления, ставшего за последние 30 лет нормой для мирового рынка труда, — появления работников с нехарактерными для выполняемой работы знаниями и навыками. За прошедшие десятилетия проблема обострилась.

По оценкам консалтинговой компании BCG, «квалификационная яма» затрагивает 1,3 млрд человек, то есть каждого третьего работника в мире.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, снижение производительности труда по причине квалификационного дисбаланса в 2016 году составляло в среднем 6%, а мировой ВВП недосчитался $5 трлн.

Квалификационная яма — не только экономическая проблема, отмечается в исследовании BCG, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорации «Росатом» «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты». Она угрожает стабильности и благополучию общества, вызывая состояние неопределенности и обеспокоенности у работников по поводу их трудоустройства, развития карьеры и уровня доходов.

Почему половина россиян оказалась в «квалификационной яме»?

Проблема «квалификационной ямы» стоит в России чрезвычайно остро, причем в нашей стране речь идет как о переизбытке квалификации в одних случаях, так и о недостатке ее в других, сообщается в научной работе главного научного сотрудника Института социологии РАН Натальи Тихоновой «Профессиональная структура современной России: особенности и динамика».

Согласно исследованию сервиса «Работа.ру» и портала «Рамблер», 64% россиян не работают по специальности. Из них 40% — никогда не занимались тем, на что учились в вузе или училище. 28% участников опроса объяснили это тем, что по прежней специальности доходы стали низкие. Каждый пятый опрошенный не мог найти подходящее место для работы по полученной профессии. 13% россиян отметили, что устали от предыдущего рода деятельности. 10% опрошенных ушли из профессии, получив новое образование.

Причина «квалификационной ямы» в России, полагает Наталья Тихонова, прежде всего, в дисбалансе образовательной и профессиональной структур. В 2010-е годы число россиян с высшим образованием росло быстрее, чем число рабочих мест, где требуется высшее образование. В результате резко увеличилась безработица и занятость россиян на рабочих местах, не предполагающих высшего образования, как отмечается в исследовании.

В будущем этот дисбаланс будет усиливаться, по мнению ученого, потому что желающих получить высшее образование меньше не станет — оно дает более высокий уровень дохода и лучшие рабочие места.

Еще одна причина «квалификационной ямы» — разрыв между подготовкой кадров и потребностями рынка труда. Если в середине XX века период устаревания технических знаний составлял десять лет, то сейчас этот срок сократился до двух-пяти лет. Под влиянием новых технологий рынок труда меняется: появляется спрос на новые специальности, новые компетенции.

«Мы оказались в мире, который требует других качеств и навыков. Так получилось, что система образования продолжает готовить людей по-старому, а жить и работать они начинают в мире, который уже устроен по-другому. Люди не могут найти себя, потому что их учили не тому, а главное — не так. И пока эту ситуацию не „расшить“, „кадровая яма“ будет углубляться», — рассказал Полит.ру руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Оттолкнуться от дна

В связи со стремительным развитием технологий, с тем, что старая система подготовки кадров уже не может оперативно предлагать рынку труда актуальный набор профессий, необходимо развивать системы прогнозирования на рынке труда, полагает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

«Это задача Правительства, Минтруда и в том числе бизнес-объединений, поскольку они часто более чувствительны к этим переменам. Если вы, как бизнес, понимаете, что спрос на профессию есть, а специалистов нет, нужно сформировать профессиональные стандарты — определить какими компетенциями должен обладать специалист. Предложить этот стандарт высшему учебному заведению, а дальше начинается взаимное согласование интересов. Процесс долгий, но другого не дано», — добавил эксперт.

«Попытка системы образования адаптироваться к новым, более сложным требованиям рынка требует серьезных пересмотров к подходам к образованию на уровне государства — это огромная работа, которой много кто занимается, но это небыстро — система образования очень неповоротливая», — отметил Дмитрий Судаков.

По словам эксперта, сократить кадровую яму поможет в том числе практикоориентированное образование, когда студент проводит часть времени в аудитории, а часть — у работодателя.

«Это обязательный шаг, который необходимо делать, чтобы молодые люди в процессе обучения знакомились с тем, что реально требуется работодателю», — считает Дмитрий Судаков.

Очевидно, что одно образование и одна профессия на всю жизнь остались в прошлом. В современном мире приходится учиться постоянно, и возможностей для этого более чем достаточно.

«Сегодня есть много образовательных историй, которые доступны благодаря интернету. Главное — пересесть из пассажирского в водительское кресло, управлять своей жизнью самостоятельно», — полагает Дмитрий Судаков.

Однако россияне не стремятся проходить дополнительное обучение, о чем говорит исследование Натальи Тихоновой: «Любое дополнительное обучение или прохождение организованных форм переквалификации распространены в России мало. Например, по данным РМЭЗ, в 2018 года проходили такого рода обучение, в том числе на рабочем месте, лишь 5,4% всех работающих. Это не может не обострять проблему недостаточности квалификации имеющейся рабочей силы».

Преодолеть квалификационную яму возможно, но только при участии всех заинтересованных сторон — а это, в первую очередь, участники рынка труда, затем государство, образовательная система и бизнес, полагают авторы исследования «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты».

Polit.ru

Полезные советы по саморазвитию и карьере

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:

-18-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 18 мая 2022 года
-25-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 25 мая 2022 года

 

ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ

-25-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 25 мая 2022 года
-18-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 18 мая 2022 года
-26-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 26 апреля 2022 года
-13-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 13 апреля 2022 года
-23-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 23 марта 2022 года
-16-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 16 марта 2022 года
-9-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 9 марта 2022 года
-1-
Приглашения предприятий квалифицированным менеджерам на 1 марта 2022 года
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске